×

Экономика совместного использования полезна для окружающей среды

Экономика совместного использования полезна для окружающей среды
Идея совместного использования не нова: люди и раньше довольно часто делили садовый инструмент с соседом или платье с лучшей подругой. Что нового, так это то, что мы делимся с гораздо большим количеством людей: совершенно незнакомыми людьми, которых находим в Интернете. По сути, это уже новая экономика совместного использования, которая в последние годы процветает благодаря всевозможным платформам, проверяющим репутацию пользователей и позволяющим производить безопасные транзакции в больших масштабах.  

Отличительной чертой шеринг-экономики является использование недостаточно используемых физических активов, таких как автомобили, дома и инструменты. Пользователи просто предоставляют друг другу временный доступ к указанному активу.  

Хорошим примером совместного использования недостаточно используемых активов является совместное использование автомобилей. Например, Blablacar (у которого более 40 миллионов пользователей по всему миру) использует избыточную вместимость автомобиля: неиспользуемые пассажирские сиденья. Это приложение подходит для тех, кому нужна поездка, и тех, кто предлагает поездку в том же самом направлении.  

Сами автомобили также являются недоиспользуемыми активами: они, как правило, используются только 5% времени. За рубежом есть приложения, которые позволяют владельцам сдавать в аренду свои автомобили, когда они не нужны своим владельцам. Подумайте об экологических преимуществах сокращения производства новых автомобилей, если мы теперь можем полагаться на аренду и совместное планирование поездок вместо покупки нового автомобиля.  

Международные исследования показывают, что домохозяйства в среднем склонны сокращать количество своих транспортных средств после того, как становятся участниками совместного использования автомобилей. При этом польза от такого решения эквивалентна сокращению на 40-140 кг выбросов СО2 в год. Домохозяйства, которые заменяют свой личный автомобиль общим автомобилем, обычно ездят меньше, потому что общие автомобили относительно менее доступны, и затраты на поездку становятся более очевидными по сравнению с личными транспортными средствами, хотя общие затраты на владение автомобилем могут быть снижены.  

Одно из исследований показало, что выбросы углекислого газа на человека уменьшаются с увеличением размера домохозяйства, вероятно, потому, что они не дублируют такие действия, влияющие на климат, как кондиционирование воздуха и стирка. Следовательно, Airbnb может быть более устойчивым вариантом, чем отели, тем более, если дом используется совместно. Другое исследование показало, что гости Airbnb потребляют на 63 процента меньше энергии, чем гости отелей. Это связано с тем, что отели зачастую имеют более энергоемкие объекты, такие как бары, рестораны и бассейны.  

80% вещей, которыми мы владеем, мы используем не чаще одного раза в месяц. Заимствование вместо покупки сокращает количество вещей, которые мы покупаем, потенциально сокращая углеродный след. Зарубежные приложения, позволяющие арендовать, например, садовые или строительные инструменты уже продемонстрировали удобство такой модели использования, поскольку сами инструменты используются лишь изредка. Например, согласно одному исследованию от WRAP, электрическая дрель используется только около 18 минут в течение всего срока службы. Выбросы в жизненном цикле от электрической дрели составляют около 28 кг CO2, и только 2% выбросов образуется в результате использования дрели, остальные образуются при производстве. Но услуги совместного использования также могут привести к увеличению поездок по мере того, как люди будут забирать арендованные инструменты. Если кто-то проедет путь в 5 километров, чтобы забрать арендованную дрель, вместо того, чтобы проехать аналогичное расстояние, чтобы купить дрель, нет никакой разницы в выбросах. Теперь представьте, что человек нуждается в электрической дрели еще 9 раз в течение многих лет и каждый раз проезжает в среднем 5 км, при выбросах 173 г/км это будет генерировать примерно 8 кг CO2. В этом случае дополнительные выбросы от индуцированного вождения будут ниже, чем выбросы в 28 кг, сэкономленные при производстве электрической дрели.  

Аналогичным образом можно арендовать дизайнерскую одежду вместо того, чтобы покупать ее. Текстильная промышленность является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды, поэтому переход от собственности к совместному потреблению особенно выгоден. Также существует еще модель подписки на аренду одежды: за ежемесячную плату вам привозят ящик с вещами, которые можно носить, пока не надоест, либо что-то из арендованного можно выкупить, если очень понравилось.   

Еще одна разновидность совместного потребления — это рынок перераспределения или экономика подержанных вещей, где право собственности на продукт передается. Если подумать об углеродном следе, связанном с производством, утилизацией или переработкой этого продукта, такой вариант по-прежнему экологичнее, чем покупка нового продукта.  

Устойчивость подержанной экономики нелегко оценить количественно из-за различных возможностей после совершения сделки, например, когда продавец использует деньги, полученные от продажи, для покупки нового предмета, тем самым сводя на нет выгоды для окружающей среды. Но это шаг в правильном направлении, который может иметь значение, когда к движению присоединятся новые люди. Да и сама цель шеринг-экономики состоит не в том, чтобы препятствовать потреблению, а в том, чтобы заново изобрести и переопределить логику владения и потребления. Шеринг экономика просто заставляет нас потреблять по-другому и способствует большей экологической устойчивости на планете.
Остались вопросы?
Звонок бесплатный
Электронная почта
Поделиться: